АФРИКИ ИСКУССТВО — (см. Африка) — искусство этого континента включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.
Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки; она также относится к каноническому типу искусства (см. египетское искусство). Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В X в. иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 г. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, за ними была Атлантида. В VII в. н. э. северная часть Африки захвачена арабами (см. арабское искусство), восточная была провинцией (экзархатом) Византийской империи (см. коптов искусство; фаюмский портрет).
В традиционном искусстве народов Африканского континента главное место занимает скульптура. В большинстве случаев она, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны — не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение.
В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта, затем христианской культурой Византии, позднее — Ислама (см. мусульманское искусство). Греки назвали жителей этой страны эфиопами (греч. aithiopes — «черные лица»). Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -«бедный лесом») — с выходом к побережью Красного моря — поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы — в монофизитской форме).
В центральных районах Африканского континента, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались (см. бифункциональность; прикладное искусство).
Формы африканских ритуальных масок разнообразны — от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Оригинальны устрашающие маски с вставными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычайно выразительны из-за гротескных пропорций и преувеличенных деталей — огромные глаза, длинные носы или уши, подчеркнутая текстура, орнаментика. Все это — ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия. Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения — изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом.
Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа — композиционного приема метонимии. Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок, по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей. В скульптуре Cao (VIII-XIX вв.), по имени народности, селившейся близ озера Чад, соединялись антропоморфные и зооморфные черты. Культуру Сао иногда называют «глиняной», поскольку многие скульптуры выполнялись из обожженной глины. Классика африканской скульптуры — шедевры из г. Ифе в Юго-Западной Нигерии, исполненные в XII-XIV вв., — большие бронзовые и терракотовые головы, которые часто сравнивают с античными.
Действительно, завершенность стиля, совершенство формы, тонкость моделировки, пластичность непроизвольно вызывают ассоциации с этрусским и эллинистическим искусством. Одной из самых известных для европейцев стала африканская скульптура мастеров селения Бенин в Южной Нигерии. Согласно местному преданию, ее жителей обучил бронзовому литью один из мастеров Ифе. Со временем стиль Бенин, действительно имеющий много общего с произведениями Ифе, достиг расцвета в XIII-XV вв. и сохранился почти в неизменном виде. В Нигерии, получившей независимость только в 1960 г., всегда было много европейцев, охотников за золотом и слоновой костью. Поэтому интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев. На территории Золотого Берега (ныне часть Ганы) в XVIII-XIX вв. в мастерских королевства Ашанти производилось множество изделий из золота местных рудников — браслетов, колец, пекторалей, корон для племенных вождей, амулетов. Отдельные вещи создавались из дерева и обивались золотой фольгой. Все они назывались «акан» — по наречию, на котором говорили местные жители. Многие из таких изделий, имевшие типично архаичный, геометризованный характер, вывозились в Англию и Португалию. Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена.
Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер. Африканской пластикой, как он сам вспоминал, «заболел» П. Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры «кариатид» — экспрессивно удлиненных голов и женских фигур — образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен, в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко, в частности, в работах П. Легрэна, а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма — преимущества африканской культуры над рационалистической европейской — утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.
Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
Словарь терминов составлен в каждой сфере деятельности человека, ведь существуют определенные слова обозначающие какое-нибудь действие, явление, состояние и тому подобное.…
Керамическая плитка и керамогранит – распространенные отделочные материалы, применяемые для дизайна кухонь, санузлов, ванных комнат и прочих помещений в жилых…
Гидроабразивная резка плитки или любого другого материала при помощи струи воды, выпущенной под высоким давлением (свыше 4000 атмосфер) является современной…
Для отделки ванной комнаты напольное покрытие выбирают таким образом, чтобы оно соответствовало нескольким техническим и эксплуатационным требованиям. Мастера-отделочники и специалисты…
Одним из главных инструментов современного плиточника является такой прибор как лазерный уровень, по другому его еще называют лазерный нивелир или…
Дерево является самым экологически чистым материалом для строительства загородных домов. В зависимости от типа материла, отличаются и технологии строительства. Причем…