БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО — (инд от санскр. из иранск. Buddha — познавший, просветленный; см. искусство) — исторический тип искусства, по содержанию и художественным формам значительно отличающийся от античного, западноевропейского христианского и мусульманского искусства.
Художественный стиль буддийского искусства в течение многих веков господствовал на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Его возникновение и развитие составляет эпоху в истории мирового искусства. Буддийское искусство основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов (см. Индии искусство). Основой учения является понятие «бодхи» (санскр. bodhi — озарение, пробуждение) — означающее слияние интеллектуальных, эмоциональных и волевых способностей человека в нирване — состоянии духовного прозрения, интуитивного постижения сущности бытия и смысла жизни. Человек, достигший состояния нирваны, но оставшийся жить среди людей из-за любви и сострадания к ним, стремящийся помочь им выйти из круговорота рождений и смертей (сансары), называется бодхисаттвой (от bodhi — озарение и sattva — сущность). Бодхисаттва — это будущий Будда, душа, готовая стать Буддой, носитель блага. В более узком смысле — ученик.
В раннем буддизме считалось, что земной путь к спасению прошли 24 будды. Следующий за ними, самый известный учитель — царевич Гаутама из рода Шакья (564-483 гг. до н. э.). Шакьямуни (санскр. Shakyamuni — «Милосерден в единении и тишине») жил в роскоши в трех дворцах правителя-брахмана, оберегаемый своим отцом от любых знаний о несовершенстве мира, поскольку был предназначен для роли правителя. Но в 29 лет царевич «был избран из роскоши и неведения». Переезжая из дворца во дворец, он увидел «три страдания»: человека, беспомощного от старости, другого — пораженного неизлечимой проказой, и, наконец, ему был явлен вид мертвого тела. Возница объяснил пораженному принцу, что «такова судьба всех людей». Тогда Гаутама понял суетность и бренность земных радостей. После семи лет отшельничества и скитаний вблизи местности Гайа на границе с Непалом, Гаутама, сидя под «деревом просветления — Бодхи, получил озарение и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха («Исполнивший свое назначение»).
На юго-востоке Корейского полуострова в эпоху «Трех царств» (313-668) в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской Кореи г. Кёнчжу называли «Золотым городом» за множество установленных там позолоченных статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать в Японию, сосуществуя там с исконно японским синтоизмом.
Быстрое распространение буддизма объясняется тем, что буддизм — не столько религия, сколько нравственное учение, отвечавшее созерцательному мироощущению людей Востока. Религия на Востоке — не свод умозрительных, абстрактных идей, канонов и догм, и не воинствующая Церковь, а тихое, интимное, требующее внутреннего сосредоточения, искусство жизни. Предлагаемый учением Будды Шакьямуни путь постижения истины называют также «срединным путем», поскольку он отвергает крайности мистицизма древнейших культов, их жестокость, и аскетизм отшельничества.
По одной из легенд, сам Будда убедился на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного совершенствования постигается индивидуально, постепенно и без принуждения, сосредоточением-медитацией. Поэтому идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы, этнические обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно существовал с ними, а буддийское искусство включало в свои сюжеты любые традиционные персонажи: и царевичей, и мифологических героев и даже страшных индуистских богов — Вишну и Шиву. Оно оказалось ярким, праздничным, во многих случаях чувственным, даже эротичным.
Но характерно также, что проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вскоре вернули его к брахманистским истокам и на своей родине буддизм не приобрел господствующего положения. Страной классического буддизма стал Китай. По легенде, после смерти и кремации тела Будды Шакьямуни его останки разделили между собой «восемь правителей» и они были перенесены в Китай и Японию, где хранились в особых реликвариях.
Будда изображался стоящим либо сидящим на «лотосовом троне». Канонизированное положение рук и ног — асана (санскр. asana — поза) — предписывало изображать сидящего Будду со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками: «поза лотоса» (padmasana). В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения), либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Голова его может быть покрыта остроконечной тиарой (символ власти), или «улитками» — спирально завитыми волосами. Такая прическа напоминает об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Шакьямуни от солнца, когда он предавался медитации под деревом Бодхи.
Изобразительными символами буддизма стали белый слон и две газели, по преданию, первыми вышедшие из леса, чтобы послушать «Просветленного». По другим рассказам, Будда шесть раз являлся в облике белого слона, десять раз — в облике оленя и четыре раза — коня. Там, где ступает Будда, расцветает белый лотос — символ чистоты (см. будда-пада).
Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после телесной смерти (подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача). Будда может держать в левой руке кувшин с землей, а в правой — рисовые ростки (символ возрождения). В Китае Будду изображают с копьем и с книгой (символы храбрости и знания). «Будда в стиле Махаяна» — Амитабха (санскр. Amitabha — «Неизмеримый свет»; китайск. Amytopho; японск. Amida) — символизирует Будду как владыку Рая (Сукхавати), где возрождаются к жизни праведные существа. Это «Будда беспредельной жизни», он восседает на лотосе и изображается красным цветом, его сияние — мандорла — зеленым. Вокруг — «китайские облака», перед Буддой — его ученики и сподвижники, играют музыканты и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое дополняется золотом.
Часты изображения Будды Шакьямуни в окружении своих последователей: Ананды, Асанги, Бодхидхармы — основателя дзэн-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл в Китай из южной Индии, изображался в китайском и в японском искусстве). В буддийском искусстве Индии, Индокитая и Японии изображаются и индуистские персонажи — четырехликие и многорукие асуры, демоны, превратившиеся в защитников, стражей буддизма.
Бодхисатвы, в отличие от будд, чаще представляются шестирукими в высоких тиарах южноиндийских правителей. В каменных рельефах индийских храмов непременно показывается сцена «Поклонения Священному дереву». В центре композиции — прорастающее сквозь древний жертвенник «Древо Бодхи» (Дерево Просветления, под которым сидел Будда) с симметрично расположенными ветвями (сравн. «Мировое дерево»). Вверху, в его ветвях — асуры, птицы и звери. Внизу, по обе стороны — последователи и ученики — архаты. Вокруг Дерева Бодхи изображается нечто вроде храма (аналог европейскому киворию) — Бодхи-Гхара. В буддийских храмах статуи будд или бодхисатв находятся в своеобразном алтаре — на возвышении в глубине зала.
Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба. Изготавливались и небольшие переносные алтари. Позади головы будды изображается либо круглый нимб — солнце, либо мандорла особой миндалевидной формы («мистический миндаль»). Иногда такая мандорла украшается по краям языками пламени и тогда она символизирует «явление духовного принципа» (см. также мандала). Среди прочих символов буддизма: ваза, ваджра (скипетр), чаша для подаяний, лук и стрелы, четки, плеть для наказаний, Колесо Сансары, или колесо Закона с восемью спицами (восемью нравственными законами).
Символика положений тела и движений рук в буддийской иконографии называется мудра (санскр. mudra — знак, примета; см. также: Дарума; сутра; танка; тантра; Тара; чакра; чань).
Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны — стамбхи, башни — шикхары, храмы — чайтьи и чанди. Буддийский храм-гора в комплексе с монастырем удлиненного плана, похожим на европейскую базилику, называется ват. Созерцательное «искусство жизни» требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней.
Главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит не функционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, а пластическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема.
Сооружения буддийского Востока, в строгом смысле слова — не архитектура, поскольку они не тектоничны. Тибетские храмы и китайские пагоды (имеющие вполне функциональные и тектоничные прототипы) в своем завершенном виде кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветкам.
Самые ранние ступы в Индии и Шри Ланке строились обычно полусферической формы, наподобие перевернутой чаши. Они называются анда (санскр. anda — яйцо), или гарба (garba — матка). Башнеобразные — пранг; колоколообразные — чеди. Другие названия: дагоба; субурган; тхат. «Зонт» на вершине башне-образных ступ символизирует «тень Священного дерева» (в некоторых учениях — верховную власть Будды). Навершия имеют символические наименования: «молодой лотос», «бутон банана», «бриллиантовый бутон». Навершия башенных храмов называются амалака (санскр. amalaka — «плод лотоса»). Существуют объяснения разнообразия форм ступ фаллической символикой, некоторые сделаны «в форме женской груди как символа зарождающейся жизни». Самые известные ступы: Санчи в Индии и Шведагон в Бирме.
Во многих случаях буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающих основной объем. Это создает впечатление каких-то невероятно увеличенных резных изделий, сказочно вздымающихся в небо.
Так в искусстве Востока проявился символизм, присущий всему средневековому творчеству (см. Ан-гкор-Ват; Бирмы искусство; Байон; Боро-бодур; Индии искусство; Камбоджи искусство; Китая искусство; Лаоса искусство; Монголии искусство; Таиланда искусство; Японии искусство). Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы, народные верования, а то и просто веселую, необузданную фантазию художника.
Это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц в эротических позах, бурная растительность, придающая скульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса «Махабхарата» и ведийских гимнов. Замечательны росписи пещерных храмов, символизирующих отшельническую жизнь Будды в пещере. Особенно прекрасны росписи Аджанты, создававшиеся на протяжении восьми с половиной веков (II в. до н. э.- VII в. н. э.). Они демонстрируют пластичность линий и тональных «растяжек», мягко моделирующих форму, отчего росписи плавно переходят в рельеф и сливаются со скульптурой.
Расцвет буддийской скульптуры относится к IV-V вв., времени правления династии Гуптов в Индии (320-500). В эти годы изготавливалось огромное количество изображений Будды и бодхи-сатв из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости и камня, от маленьких, размером в 2-3 см, до огромных фигур в 54 м высотой. В Аюттхае (Таиланд) сохранилась лежащая под открытым небом фигура Будды из камня, длиной в 28 м (XV-XVI вв.). В юго-восточной Азии в XVI-XVII вв. распространен тип изображения Будды-Наставника, или «Царя Царей»,-в высокой остроконечной короне и роскошных царских украшениях.
Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
Словарь терминов составлен в каждой сфере деятельности человека, ведь существуют определенные слова обозначающие какое-нибудь действие, явление, состояние и тому подобное.…
Керамическая плитка и керамогранит – распространенные отделочные материалы, применяемые для дизайна кухонь, санузлов, ванных комнат и прочих помещений в жилых…
Гидроабразивная резка плитки или любого другого материала при помощи струи воды, выпущенной под высоким давлением (свыше 4000 атмосфер) является современной…
Для отделки ванной комнаты напольное покрытие выбирают таким образом, чтобы оно соответствовало нескольким техническим и эксплуатационным требованиям. Мастера-отделочники и специалисты…
Одним из главных инструментов современного плиточника является такой прибор как лазерный уровень, по другому его еще называют лазерный нивелир или…
Дерево является самым экологически чистым материалом для строительства загородных домов. В зависимости от типа материла, отличаются и технологии строительства. Причем…
View Comments
Вот по истине древнее искусство, а главное оно дошло до наших дней. Довелось лично наблюдать эту красоту во Вьетнаме, Непале и Индии.