ЭКСПРЕССИОНИЗМ — в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 гг.
Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов Р. Вине: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. После всемирного успеха фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» /1920 г/ это направление в искусстве сценографии удостоилось термина «калигаризм».
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами ? Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Оно запроектировано как своеобразное здание?скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
Другим ярким примером здания /скульптуры периода раннего экспрессионизма служит «Гётенеум» в Дарнахе /1923-1928 гг./ здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта был не архитектор, а философ Р. Штайнер , основатель антропософской школы.
В 1920-е — начале 1930-х гг. Э. Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920-м гг. эскизными проектами разнообразных сооружений. Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции /каркас, ленточные окна, плоские крыши и пр./, он отрицает их композиционный аскетизм.
В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы /чаще с вписанной в них лестницей/, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов. Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице.
Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум» /ныне театр Шаубюне/, построенном Мендельсоном на Курфюрстендамм в Берлине в 1926 — 1928 гг. Два концентрических подковообразных объёма /зрительного зала и опоясывающего его фойе/ поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний, большего диаметра, имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний, глухой.
Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней, плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.
Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий /шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде/ динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.
К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего /Ле Корбюзье, Г. Шарун/, так и среднего /Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон/ поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Т.Г.Маклакова.
«Архитектура двадцатого века» —
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Словарь терминов составлен в каждой сфере деятельности человека, ведь существуют определенные слова обозначающие какое-нибудь действие, явление, состояние и тому подобное.…
Керамическая плитка и керамогранит – распространенные отделочные материалы, применяемые для дизайна кухонь, санузлов, ванных комнат и прочих помещений в жилых…
Гидроабразивная резка плитки или любого другого материала при помощи струи воды, выпущенной под высоким давлением (свыше 4000 атмосфер) является современной…
Для отделки ванной комнаты напольное покрытие выбирают таким образом, чтобы оно соответствовало нескольким техническим и эксплуатационным требованиям. Мастера-отделочники и специалисты…
Одним из главных инструментов современного плиточника является такой прибор как лазерный уровень, по другому его еще называют лазерный нивелир или…
Дерево является самым экологически чистым материалом для строительства загородных домов. В зависимости от типа материла, отличаются и технологии строительства. Причем…
View Comments
Очень эмоционально смотрится. Мне нравится. Спасибо за экскурс.
Я за любое искусство, если оно идет из глубины сердца создателя шедевра. Спасибо за раскрытый материал.
Познавательно. Спасибо за интересную статью.
Хороший экскурс по стилю в архитектуре, детище своей эпохи, "видные следы" оставил в истории