Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, — философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Мировоззренческой базой постмодернизма стало глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в. и основанной на идее рационального переустройства общества и человека.
Философы постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида) утверждают, что обещанное просветителями ХVIII в. осуществление общественной утопии обернулось кошмарами революций и тоталитаризма потому, что ориентировало человечество и личность на незыблемую иерархию ценностей, на некий духовный центр, нравственный абсолют.
Философия постмодернизма исходит из установки, что именно ориентация на абсолют постоянно воспроизводит тоталитарные структуры и тоталитарное сознание.
Альтернативой ему может быть только плюрализм. В связи с этим постмодернизм трактуется в общем, виде как плюрализм и ориентация на фрагмент вместо целого. Естественно, что в каждом из искусств постмодернизм ориентирован на средства выражения, присущие данному виду искусства.
В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно — преобразующую роль архитектуры.
Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.
При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён «осреднённым жителем», потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.
Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.
Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего «антракта историзма». Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея — «интернационального стиля» в 1950-е гг. Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая «эмоциональная усталость» от искусства модернизма, приведшая (временно) к его «эмоциональной девальвации». Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма — единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе.
Принцип «декорированного сарая».
Впервые общая отрицательная оценка архитектуры модернизма и обоснование новой концепции развития зодчества после модернизма была представлена в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Некоторые искусствоведы сравнивают общественный и профессиональный эффект этой публикации с успехом, выпавшим в 1923 г. на книгу Ле Корбюзье «Об архитектуре».
Для Р. Вентури архитектура не только корбюзианская «машина для жилья», но и средство духовной коммуникации. Ему «нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на всё богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». В своей архитектурной практике он поэтизирует обыденность, придавая ей многозначность, сколь скромным не был бы проектируемый объект.
В этих случаях он исходит из принципа «декорированного сарая»: на объём здания, имеющего чисто функционально-конструктивную основу, он даёт «декоративные накладки» любого архитектурного стиля. При этом он прибегает к парадоксам, как средству обострения эмоционального восприятия: нарочитым нарушениям пропорций, расположения или дерзким сочетаниям канонизированных исторических архитектурных форм.
Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму.
В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды («контекста»).
В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции — симметрия, пропорциональность, перспектива.
Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) — хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых — разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр.
В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты:
— «подражания» историческим памятникам и «образцам»;
— «ссылки» на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях;
— работа в «стилях» (историко-архитектурных);
— «обратной археологии» — приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой;
— «повседневности реализма и античности», осуществляемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм.
Ориентация на эти постулаты способствовала углублению архитектурного образования и мастерства (изучение архитектурного наследия, совершенствование архитектурной графики и пр.).
Одной их наиболее привлекательных черт, постмодернизма стал отход от образа потребителя как «усреднённого горожанина», который покорно, бессловесно и благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую «архитектурную пищу», а его привлечение к заинтересованному вниманию, а иногда и к сотворчеству.
Программная для постмодернизма перестановка акцентов с функциональных, социальных и технических проблем архитектурного проектирования на эстетические очень ярко сформулирована Ф. Джонсоном: «мне не нравится вся эта шумиха насчёт экономии энергии, эта усиливающаяся тенденция рассматривать экономию энергии, как главное условие конструирования, как, например, в домах с встроенными коллекторами солнечной энергии. По-моему, это предлог для того, что бы уйти от художественных форм. То же самое с машинной архитектурой: нажать кнопку и заставить компьютер создавать архитектурные проекты — это нас не спасает. Всё это, конечно, нужно. Совершенно очевидно, что мы должны разумно расходовать энергию — но всё это далеко от архитектуры».
Характерно, что терпимость к эклектичному смешению стилевых форм стала типичной в последующей эволюции постмодерна.
Возможности плюралистического подхода.
Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля — офис фирмы АТТ в Нью- Йорке (1978 г.), сооружённый по проекту экс-модерниста, затем неоклассициста (театр в Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера постмодернизма — Ф. К. Джонсона.
Как к антитезе его пошлым модернистским холодно-элегантным сооружениям в виде строго геометричных стеклянных призм (от собственного дома до запроектированного в соавторстве с Мис ван дер Роэ небоскрёба Сигрэм-билдинг) он прибегает в офисе АТТ к изысканной, но эклектичной стилизации исторической тектоники и традиционных архитектурных форм.
Офис получил классическое трёхчастное членение по высоте — на «основание», «тело» и «венчание» здания. В качестве основания фигурирует схематизированная композиция на тему флорентийской капеллы Пацци. (раннее Возрождение — арх. Ф. Брунеллески). В качестве венчания — колоссальный разорванный фронтон в духе барокко, формы которого были впоследствии заимствованы для завершений шкафов и буфетов знаменитой фирмы Чеппендейл (Х1Х в.). «Тело» сооружения в отличие от стеклянных витражей периода интернационального стиля сугубо материально: проёмность ограничена, стены облицованы серо-розовым камнем.
АТТ-билдинг в Нью-Иорке стал сенсацией и программным сооружением у истоков постмодернизма. Однако последующие работы автора в постмодернизме не менее интересны. Они наглядно демонстрируют широкие возможности плюралистического подхода к творчеству, раскрепощённому от канонов модернизма. Характерны в этом отношении два примера: здание республиканского банка в Хьюстоне и комплекс «Плейт-Глас» в Питсбурге.
Первый офис представляет собой уступчатый по протяженности призматический объём, причём каждый из разных по высоте уступов завершается ступенчатым готическим щипцом. К высотному объёму офиса примыкает низкий объём помещений входной группы с такими же готическим щипцами по торцам. В преднамеренное (в духе демонстративного эклектизма постмодерна) противоречие с готическими формами входит форма высокой полуциркульной входной арки главного фасада.
Характерные готические детали и каменная фактура фасадов вызывают ассоциации с городской архитектурой средневековой Европы, даже не в подлинном виде, а иллюстрациях к сказкам братьев Гримм, что определило неформальное наименование здания — «пряничный домик».
«Плейт-Глас» в Питсбурге запроектирован в виде комплекса сооружений с 44-х этажным центральным объёмом, окружённым существенно более низкими (6-10 этажей) призматическими зданиями. Все здания облицованы бронзированным зеркальным стеклом и имеют завершения выразительного силуэта: пониженные объёмы — зубчатые, центральный — островерхими башенками.
Если в предшествующем творчестве Ф. Джонсон, как мастер функционализма, противопостовлял свои произведения окружению, то комплекс «Плейт-Глас» интересен так же как первая попытка автора в качестве постмодерниста войти в контекст окружающей среды: «В Питсбурге я сделаю сверкающее сооружение с зеркальными стенами, вписывающееся в окружение викторианской готики».
Одной из характерных черт американского постмодернизма является его в известной степени игровой, театрализованный характер, а иногда и явно выраженные черты кича и бутафории. Игровое начало сказалось и на трактовке исторических архитектурных деталей. Как уже упоминалось, в композициях постмодернистов можно встретить нарочитое нарушение пропорций ордерных форм или классических канонов, например, введение портиков с нечётным числом колонн под фронтоном.
Склонность к цитированию историко-архитектурных мотивов придаёт постройкам постмодернистов известную повествовательность, информативность. Не случайно одному из основателей и ведущих мастеров постмодернизма Ч. Муру принадлежит высказывание: «Дома должны, как длящаяся театральная пьеса, что-то рассказывать».
Постмодернисты работают во всех архитектурных жанрах: проектировании градостроительных ансамблей, многоэтажных офисов и гостиниц, особняков.
Среди градостроительных работ наибольшую известность получили Площадь Италии в Новом Орлеане Ч. Мура и Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, связывающая здания Капитолия и Белый дом, арх. Р. Вентури и Д. Рауха.
В Новом Орлеане площадь компоновалась в районе проживания итальянской диаспоры, выступавшей в качестве заказчика проекта. Композиция площади имеет подчёркнуто декоративный празднично-приподнятый карнавальный характер. Замкнутое пространство площади окружено колоннадой, завершено триумфальной аркой и украшено фонтаном. Все элементы композиции выполнены в формах римского барокко. Современный, подчёркнуто игровой характер архитектуре площади придаёт металлическая облицовка колонн, цветные неоновые трубки, подчёркивающие канонические членения ордерных форм.
Ордерные формы в композиции фонтана имеют только капитель и базу: канелюры ствола колонн иллюзорно формируют струи фонтана. В композиции при всей её парадности присутствует присущая постмодернизму «игра на понижение» — банальный металл и неон вместо мрамора, триумфальная арка, ведущая всего- навсего в ресторан.
При проектировании Пенсильвания-авеню — «главной улицы Америки» — авторы решали противоположную выше рассмотренной задачу: архитектурную организацию обширного открытого пространства в самом центре столицы.
Композиция в строго симметричных классических формах была невозможна, так как Белый дом сдвинут с оси Капитолия и расположен под углом к нему. Задача была решена путём членения однородного пространства магистрали: вдоль оси организовали приподнятую платформу для пешеходного движения, на которой по проекту разместили несимметрично две высокие стеллы, ориентирующие на Белый дом. Выше упоминалась ориентация постмодернизма на повествовательность, включение в композицию знаковых систем, надписей, схем, карт и др. Это полностью относится и к рассмотренным примерам. Так, в замощение Площади Италии вмонтированы мозаичные карты Аппенинского полуострова, Сицилии и Сардинии, а в замощении Пенсильвания-авеню мозаикой изображена историческая схема и план центра Вашингтона, созданного в своё время арх. Ланфаном. Здесь же размещены мраморные модели основных архитектурных памятников города.
Т.Г.Маклакова.
«Архитектура двадцатого века» —
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Словарь терминов составлен в каждой сфере деятельности человека, ведь существуют определенные слова обозначающие какое-нибудь действие, явление, состояние и тому подобное.…
Керамическая плитка и керамогранит – распространенные отделочные материалы, применяемые для дизайна кухонь, санузлов, ванных комнат и прочих помещений в жилых…
Гидроабразивная резка плитки или любого другого материала при помощи струи воды, выпущенной под высоким давлением (свыше 4000 атмосфер) является современной…
Для отделки ванной комнаты напольное покрытие выбирают таким образом, чтобы оно соответствовало нескольким техническим и эксплуатационным требованиям. Мастера-отделочники и специалисты…
Одним из главных инструментов современного плиточника является такой прибор как лазерный уровень, по другому его еще называют лазерный нивелир или…
Дерево является самым экологически чистым материалом для строительства загородных домов. В зависимости от типа материла, отличаются и технологии строительства. Причем…
View Comments
Интересный архитектурный стиль, только наверно сложно воплотить в жизнь.