СТРУКТУРАЛИЗМ — художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Его сущность заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы.
В области эстетизации функционально обусловленной формы структурализм противостоит функционализму 1920-х гг., который не исповедывал подчинения объёмной формы чисто композиционным требованиям. Классический функционализм исходил из примата функции, как самодовлеющего фактора в архитектурной композиции. Достаточно вспомнить радикальное высказывание Б. Таута: «Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит. Мы попросту не верим, чтобы что-либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать». В конструктивизме 20-х гг. культ конструкции, как основы архитектурной формы и образа, базировался на известной идеализации плохо изученной новой индустриальной строительной формы /преимущественно из железобетона и стекла/ и сопровождался пренебрежительным отношением к эстетическим возможностям традиционных материалов — камня, дерева, кирпича.
Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х гг.
Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и в новых конструктивных формах /например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных конструкциях из древесины/. Таким образом, структурализм стал путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от романтизированного техницизма в раннем функционализме.
Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Л. Кана и П. Рудольфа в 1950-1960-х гг. Структурирование формы здания, его объёмов и пространств в работах Л. Кана исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Он группирует основные и вспомогательные помещения в самостоятельные объёмно-пространственные элементы, считая, что «архитектура- разумный способ организации пространства… Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых.
Одна — брутальная, другая — ажурная, полная света». Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий.
Многоэтажные здания лабораторий с относительно небольшими, но разными по размерам ячейками рабочих и вспомогательных помещений основы для конструктивного структурирования формы не давали. Поэтому находкой Кана стало функциональное структурирование, но не эмпирически следующее за функцией, как это встречается у большинства функционалистов, а художественно гармонизированное.
Этому композиционному принципу подчинено, в частности, решение одного из самых известных сооружений Кана — здания медицинских исследовательских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии/1957-1961 гг./. Здесь в динамичном ритме чередуются объёмы лабораторий, насыщенные светоцроемами и летними помещениями, с глухими высокими кирпичными башнями, в которые заключены лестничные клетки, вентиляционные шахты и другие вертикальные коммуникации.
В зданиях меньшей этажности, запроектированных для строительства в жарком климате, функциональной основой гармонизации внешней формы послужили индивидуально решенные солнцезащитные устройства. Близкий к творческой манере Л. Кана подход к структурированию объёмной формы общественных зданий нашел место в работах П. Рудольфа. Такова, в частности, композиция его проекта здания факультета искусств и архитектуры Йельского университетов в Нью-Хейвене /1963 г./: тот же композиционный приём, но исполненный в более брутальных формах.
Однако, справедливость требует отметить, что вопреки сложившемуся мнению западных теоретиков, идея структурирования архитектурной композиции путём объёмно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных помещений родилась и была реализовано существенно раньше /в 1920-х гг./ в СССР.
Произведения советских мастеров.
Самыми яркими произведениями отечественного структурализма этого периода стали здание Госпрома в Харькове /арх. С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец/, построенное в 1926-1928 гг., и театра в Ростове на Дону /арх. В. Щуко и В. Гельфрейх/, построенного в 1930-1935 гг. В композиции здания Госпрома объемы вертикальных и горизонтальных коммуникационных помещений вычленены в трехмерную решетку, пространство ячеек которой занимают группы рабочих помещений. Особую выразительность композиции Госпрома придает её пластичность: композиция не фронтальна, а развивается по незамкнутой окружности, обнимая городскую площадь.
В двухзальном ростовском театре функциональное структурирование основных и коммуникационных помещений осуществлено не только за счёт контраста их объёмных форм, но и фактуры наружных стен: в симметричной композиции главного фасада основной глухой центральный объём зрелищных помещений, облицованный белым аккерманским камнем, нависает над витражем входных помещений и фланкируется тонкими стеклянными башнями лестничных клеток. Последние по боковым фасадам соединены с противоположным фасадом высоко поднятыми остекленными галереями.
В отечественном зодчестве 1960-1976-х гг. наиболее яркими примерами функционально-конструктивного структурализма стали сооружения, возведённые на горных склонах. Здесь постановка отдельных опор зданий на пониженных участках территории с консольным расположением над этими опорами основных помещений стала исходной темой для разнообразных композиций.
Опоры обычно имеют развитое сечение, так как помимо статических имеют и другие функции: в их полом пространстве расположены вертикальные коммуникации. К наиболее известным композициям этого типа относятся здание Министерства автомобильных дорог Грузии в Тбилиси /арх. Г. Чахава и 3. Джалагания/ и гостиница «Дружба» в Ялте /арх. Н. Василевский, Ю. Степанчук, инж. Н. Канчели/.
Наибольшие сложности для функционального структурирования композиции представляют многоэтажные жилые дома с их аморфной мелкоячеистой объёмно-планировочной структурой. К немногочисленным удачным примерам функционального структурирования таких объектов относится жилой дом, построенный в начале 1970-х гг. на Беговой улице в Москве /арх. А. Меерсон и Е. Подольская/.
Его композицию организуют две овальных в плане башни незадымляемых лестничных клеток, соединённых с основным объёмом здания переходными балконами, и придающих всему сооружению крупный архитектурный масштаб.
Программным объектом, композиция которого подчинена идеям функционального структурализма и метаболизма стало здание Центра коммуникаций префектуры Ямагучи в г. Кофу, построенное по проекту арх. К. Танге в 1962-1967 гг. Основу композиции составляет группа стволов-башен, на которые опёрты монолитные мощные железобетонные платформы перекрытий.
Внутри башен заключены вертикальные коммуникации, а свободное пространство между перекрытиями частично застроено, частично оставлено свободным и может быть застроено по мере возникновения эксплуатационной необходимости. Таким образом, архитектурная композиция здания не стабильна во времени, оставаясь композиционно и конструктивно структурированной.
Технически обоснованной предпосылкой к конструктвному структурированию формы многоэтажных жилых домов и офисов послужило внедрение новых конструкций и конструктивных систем — объёмно-блочного домостроения и ствольных систем. Конструкции объёмно-прстранственных блоков-комнат были изобретены и исследованы в начале 1950-х гг. в СССР, а в 1958 г. начато строительство объёмно-блочных зданий.
Эта строительная система имеет явный художественный потенциал для формирования брутальных структуралистических композиций путем взаимного разворота блоков в пространстве, их консолирования и других, органичных для системы приёмов. Однако, в связи с тем, что объёмные блоки внедрялись преимущественно в массовое жилищное строительство, такие композиционные приёмы использовались крайне редко /например, в 12-этажном доме в Краснодаре, построенном по проекту арх. П. Бронникова/ из-за их относительной неэкономичности.
Проектирование крупных общественных зданий.
Наиболее ярко архитектурный потенциал объёмно-блочной системы был продемонстрирован в выставочном жилом доме «Habitat — 67» на международной выставке Экспо — 67 в Канаде /арх. М. Сафди/ и ствольно-обьёмно-блочном многоэтажном доме «Накагин» в Токио /1972 г./ арх. К. Куракава.
Конструктивный структурализм решений многоэтажных здании консольно-ствольной системы /с мощной пространственной конструкцией консоли в нижней зоне ствола/ нашел органичное воплощение в проектах молодёжного комплекса под Туапсе и административного здания в Тольятти арх. А. Белоконя, офиса фирмы Оливетти во Франкфурте-на-Майне /арх. Э. Айерман/, офиса фирмы BMW в Мюнхене /с тектоничной несущей системой из четырех монолитных стволов/.
Однако, наиболее плодотворной областью конструктивного структурализма стало проектирование крупных общественных зданий с большепролётными пространственными покрытиями /преимущественно железо- бетонными/ зальных помещений. Особенно ярко конструктивный структурализм проявился с конца 1940-х по 1960-е гг. Самые интересные произведения структурализма этих лет принадлежат итальянцу П.- Л. Нерви и французу Р. Саржеру.
Нерви и Саржер /первый — по базовому образованию инженер, второй — архитектор/ создали выдающиеся сооружения, скомпонованные с применением тонкостенных железобетонных оболочек, куполов и складок. Хотя такие конструкции получили применение в строительстве уже в 20-е гг., но подлинную выразительность, не только в качестве конструктивной, но и архитектурной формы, они получили в творчестве названных мастеров.
С их деятельностью связано создание образов современных спортивных, выставочных, торговых, транспортных сооружений, скомпонованных на основе гармонизированной формы конструкции большепролётного покрытия. Наиболее известны в этом ряду такие произведения Нерви, как Малый олимпийский дворец /палаццетто делла спорт/ в Риме, главный выставочный зал и Дворец труда в Турине, в творчестве Саржера — крытый рынок в Ройане и собор в Алжире. Даже широко тиражированный образ зрелищно-спортивного сооружения — «чечевица» или «летающая тарелка» /здания цирков в Сочи, Казани и др. городах/, в которых нижняя оболочка — чаша, несущая трибуны зрительских мест, а верхняя — пологий купол покрытия, ведёт свое происхождение от спортивных сооружений Р.Саржера.
Работами П.- Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций, являются корпус конференц-залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже /1958 г/ и Малый дворец спорта в Риме /арх. А. Вителлоцци/ построенный к Олимпийским играм в 1957 г.
В композиции здания конференц-залов решающая роль принадлежит двухпролётной складчатой железобетонной раме пространственной конструкции, которая образует несущие наружные стены и покрытие залов. Таким образом складчатая рама, совмещая функции несущей и ограждающей конструкции здания, формирует объёмную композицию здания и его интерьеры.
Хотя ко времени строительства комплекса ЮНЕСКО складчатые конструкции были хорошо изучены и применялись не один десяток лет, они оставались несвободны от ряда архитектурно-композиционных недостатков: форма складок сугубо жестка и геометрична, а их масштаб, обычно совпадающий с масштабом обьёмной формы зданий, в интерьерах -выпадает из масштаба, оказывается излишне крупным. Нерви преодолел эти недостатки, применив несущую конструкцию в виде двухпролётной рамы с монолитной диафрагмой жёсткости.
Диафрагма жёсткости, располагающаяся со стороны сжатого сечения складки, меняет своё расположение зеркально по отношению к эпюре моментов в раме. Благодаря этому Нерви получил предусмотренный им композиционный эффект. Диафрагма, благодаря её переменному положению позволила в большом конференц-зале менять глубину складок, получать живую светотень.
В малом зале, размещённом в меньшем пролёте рамы, сжатая зона конструкции покрытия полностью проходит по его нижней зоне. Соответственно в интерьере малого зала, масштабу которого размеры складок не соответствуют, они не выявлены, но криволинейная поверхность диафрагмы, образующей потолок зала, придает индивидуальный характер его интерьеру.
Таким образом, сложившееся к 50-м гг. виртуозное владение новой конструктивной формой, позволило выдающемуся инженеру решить чисто композиционные задачи, используя новые выразительные средства.
Малый дворец спорта — круглое в плане здание с центральной ареной и кольцевым расположением зрительских трибун на две тысячи мест. Зал перекрыт пологим тонкостенным ребристым железобетонным куполом пролётом 59,2 м со стрелой подъёма в 1/8 пролёта. Сборномонолитный купол опёрт на 36 наклонных Ч — образных опор, передающих вертикальную нагрузку и распор от купола на предварительно напряжённое железобетонное фундаментное кольцо.
В интерьере зала главенствует кессонированная поверхность купола. Ромбические и треугольные кессоны образованы системой криволинейных ребер, идущих к опоре с переменным ритмом, обеспечивающим увеличение размеров кессонов к опоре, где рёбра /по четыре/ собираются в пучки, освобождая пространство для устройства проёмов бокового освещения зала. В вершине купола устроен обрамлённый кольцевым ребром проём для верхнего света.
Сборномонолитная конструкция купола состоит из заранее отформованных тонкостенных, имеющих пространственную форму армоцементных скорлуп и основного монолитного слоя железобетона. Армоцементные скорлупы выполняют и роль оставляемой опалубки монолитного слоя купола и работают с ним совместно, будучи связанными с ним многочисленными арматурными выпусками. Благодаря применению армоцементных скорлуп Нерви удалось решить ряд инженерных задач /упрощение построечных работ, уменьшение расхода конструктивных материалов и пр./, получить изысканный рисунок и тонкую профилировку кессонов.
Не менее выразителен и внешний облик Палаццетто. Эта выразительность достигнута Нерви за счёт отступления от сложившихся решений композиции зданий с купольным покрытием. Обычно распор купола передают на кольцевую балку, опёртую на ряд расположенных по наружному периметру стоек, воспринимающих вертикальную нагрузку от покрытия. При этом наружные стены, освободившиеся от нагрузки с покрытия проектируют не несущими, и чаще всего в виде стеклянного витража, форма которого достаточно тривиальна и маловыразительна.
Нерви ушел от этой традиции, поместив опорное кольцо ниже уровня земли, и связав купол с опорным кольцом наклонными Ч-образными опорами. Благодаря этому приёму композиция Палаццетто приобрела тектоничность и индивидуальность. Благодаря выносу на фасад наклонных опор, невыразительный стеклянный витраж наружных стен ушёл в глубокую тень за этими опорами.
Близкий Палаццетто архитектурный образ был создан Р. Саржером в 1955 г. при проектировании /совместно с арх. Л. Симоном и А. Морриссо/ здания крытого рынка в Ройане /Франция/. Круглое в плане здание рынка диаметром 50 м. покрыто волнистым пологим куполом из 13 сопряжённых железобетонных оболочек параболоидного типа, опёртых по внешнему контуру на расположенные шагом 12 м 13 низких опор, связанных фундаментным кольцом. Наружные края оболочек образуют большой консольный свес над стеклянными наружными стенами, создавая красивую светотень и частично солнцезащиту фасадов.
Как и в Палаццетто в вершине купола устроен фонарь верхнего света. В дополнение к этому вдоль продольной оси каждой из тринадцати оболочек предусмотрены длинные щелевые светопроёмы. Рынку в Ройане присущ исключительно целостный внешний образ и гармоничный интерьер, достигнутые творческим подходом к конструктивному структурированию композиции.
То обстоятельство, что грань между возможностью достичь гармонии при органичном применении новой конструкции или потерпеть неудачу /при учёте какого-либо одного фактора/, доказывает проект Р. Саржера /с арх. Сабийот и Гароде/ крытого рынка для Нантерра. Саржера увлекла техническая идея скомпоновать из параболоидных оболочек двоякой кривизны /аналогичных применённым в Ройане/ не купольное, а кольцевое сооружение с круглым небольшим атриумом.
Это позволило увеличить диаметр сооружения до 80 м, расположить опоры 16 составляющих покрытие оболочек по периметру внутреннего двора, соединив их фундаментным кольцом, консолировать оболочки /вынос консоли 25 м/ и подвесить к их фасадному краю каркас витража наружных стеклянных стен. В связи с переменной кривизной оболочек к фасадной поверхности они подходят плоским краем. Поэтому внешний облик здания рынка получил банальную форму стеклянного цилиндра с плоским железобетонным карнизом, а богатая пластическая форма покрытия осталась композиционно не востребованной. Таким образом, решая несомненно интересную техническую задачу, авторы проекта проиграли в композиции.
Комбинации пространственных конструкций в одном объекте.
Наряду с композициями, основанными на тектонической интерпретации единой конструктивной формы /пологого ребристого или волнистого купола, складок или др./ структурализму присущи так же решения, основанные на комбинации в одном объекте нескольких типов новейших пространственных конструкций.
Классическим примером такой композиции может служить здание крытого спортивного зала в г. Сидзуока /Япония/, построенного в 1956 — 1957 гг. по проекту арх. К. Танге, К. Коцуки,М. Ёсиока, инж. Ё. Цубой. В здании наружные стены выполнены из железобетонных складок с переменной глубиной сечения и высотой, несущих пространственный железобетонный опорный контур покрытия в форме гиперболического параболоида. А в крытой спортивной арене в Такамацу тех же авторов основой архитектурной формы стала пластичная железобетонная конструкция пространственного опорного контура висячего покрытия зрелищно-спортивного зала и не менее мощные опорные пилоны.
Не менее интересна и выразительна композиция собора в Ройане /арх. Г. Жилле, инж. Б. Лафай и Р. Саржер, построенного в 1954 — 1956 гг.
Овальный в плане собор имеет стены из отдельных железобетонных складок и пространственное покрытие висячей железобетонной оболочкой. Отвечая традициям французской готики, это сугубо современное здание решено очень высоким: стены имеют переменную высоту от 36 до 65 м. Устойчивость стен обеспечена их конструкцией из одиночных складок треугольного сечения глубиной 2,2 м при толщине всего 12 см.
Одиночное размещение складок предусмотрено в целях устройства между ними традиционных цветных витражей. Совместная работа складок обеспечена связями в трех уровнях по их высоте: в нижней зоне — своеобразной конструкцией, аналогичной по статической роли готическим контрфорсам, в верхней трети — наружной галереей, поверху-пространственным опорным контуром висячей оболочки покрытия. Образ здания -выразительная интерпретация традиционной темы католического храма, эмоциональное воздействие которого достигнуто методами конструктивного структурализма без каких- либо дополнительных декоративных средств и приёмов.
По тому же пути комбинации в храмовом здании современных пространственных конструкций и построения архитектурного образа на базе выразительности их форм пошли арх. П. Эбре, Ж. Ле Кутер и инж. Р. Саржер в проекте собора в г. Алжире /1956 г/. В композиции храма главенствует центральная башня высотой 35 м с поверхностью гиперболоида вращения, окружённая более низкими стенами из железобетонных складок. В проекте собора авторам удалось опоэтизировать и придать новое звучание ставшему уже привычным глазу, как чисто технологическое явление, силу- эту гиперболоида вращения.
На рубеже 1960-1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма, получившая наименование стиля большого бизнеса /big busness style/, реализовавшаяся преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и корпораций. Архитектурная композиция этих объектов построена главным образом на эстетике новейших конструктивных систем таких зданий, активно внедрявшихся в строительство именно в эти годы.
Эстетика оболочково-каркасной системы получила эстетическую трактовку в зданиях Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско, каркасно-ствольноподвесной — в офисе фирмы БМВ — в Мюнхене, ствольной — в офисе «Рыцарей Колумба» в Нью-Йорке, а оболочково-диафрагмовой — в офисе Сёрс и Робак в Чикаго.
Отличительной особенностью этих композиций является тектоничность, сдержанность и лаконичность, использование наиболее современных и совершенных отделочных и конструктивных материалов. В проектах этих зданий, пожалуй, впервые в практике строительства небоскрёбов уделено большое внимание не только их венчанию, но и компоновке входной зоны часто с организацией представительной благоустроенной небольшой площадки /плазы/ перед зданием, украшенной декоративной скульптурой.
Т.Г.Маклакова.
«Архитектура двадцатого века» —
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Словарь терминов составлен в каждой сфере деятельности человека, ведь существуют определенные слова обозначающие какое-нибудь действие, явление, состояние и тому подобное.…
Керамическая плитка и керамогранит – распространенные отделочные материалы, применяемые для дизайна кухонь, санузлов, ванных комнат и прочих помещений в жилых…
Гидроабразивная резка плитки или любого другого материала при помощи струи воды, выпущенной под высоким давлением (свыше 4000 атмосфер) является современной…
Для отделки ванной комнаты напольное покрытие выбирают таким образом, чтобы оно соответствовало нескольким техническим и эксплуатационным требованиям. Мастера-отделочники и специалисты…
Одним из главных инструментов современного плиточника является такой прибор как лазерный уровень, по другому его еще называют лазерный нивелир или…
Дерево является самым экологически чистым материалом для строительства загородных домов. В зависимости от типа материла, отличаются и технологии строительства. Причем…
View Comments
Масса интересного и полезного. Очень важно то, что добро, нужные советы и помощь, оказанная вами людям, конечно же, вернется к вам добром вдвойне. Спасибо. Очень вам благодарен!
Не слышал о таком направлении в архитектуре.
Спасибо за информацию.
Успехов Вам!
Просто разрыв сознания возникает от этого стиля, с другой стороны, наверно, под впечатлением от этого стиля можно креативить.