Архитектурные стили: Минимализм.

МИНИМАЛИЗМ — (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и постмодернистского искусства. Используется в различных значениях. Поводом к появлению термина послужило искусство геометрического абстрактивизма: мастеров группы Де Стиль Т. Ван Дусбурга и П. Мондриана, художников объединений «Абстракция-Созидание», «Золотое сечение», «Круг и квадрат». Символом минимализма является «Черный квадрат» К. Малевича (1915), как его назвал сам художник — «нагая икона нашего времени». Это произведение в формальном отношении можно расценить как след от трехмерной структуры — куба на плоскости, т. е. как минимализм формы. Подобная минимализа-ция неизбежно ведет к абстрактности, к отвлечению от художественного содержания изображения, сводит формообразование к эстетической конструкции — гармонизации простейших элементов. Минимализм в изобразительном искусстве означает отход от образного мышления (базирующегося на взаимодействии абстрактного и конкретного) в сторону оформительской деятельности. В 1960-х гг. тенденции минимализма отчетливо проявились в дизайне и оформлении жилого интерьера. На смену «стилю Макарта», своеобразной пародии на Неоклассицизм с тяжелыми плюшевыми занавесями и золоченым багетом картинных рам, пришел минимализм «оборудования интерьера» — гладкие плоскости стен, стекло, пластик. В 1960-1970-х гг. , главным образом в США, получило развитие течение постмодернизма — минимализм (англ, minimal art), другие названия: «первичные структуры» (англ, primary structures), или «серийное искусство».

Произведения минималистов напоминают возврат к супрематизму К. Малевича, но отличны отсутствием претензий на «конструирование мира», вселенские масштабы миростроения; их многозначительность абсурдна и, скорее, демонстрирует бессмысленность конструктивизма: пустые ящики, жестяные конструкции, цилиндры, конусы, решетки, чистые планшеты и пустые рамы.

Теоретики минимализма К. Андре, С. Левит, Д. Флейвин, Р. Моррис именуют подобные инсталляции «чистым гештальтом, конструкцией сознания, воплощенной в материале». Согласно этой теории, геометрические формы, существующие априорно в сознании человека, должны быть материализованы. Став объектами восприятия в пространстве, движении, они утрачивают незыблемость, демонстрируют призрачность априорных форм, их несоответствие действительному чувственному восприятию. Идея, бесспорно, находящаяся вне содержания и смысла изобразительного искусства.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

Вы можете написать ответ, или сослаться с Вашего собственного сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *