Регионализм, представляющий собой в известном отношении дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине ХХ в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма приходится на 30-е гг. и связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда. Еще более непримиримым это отторжение стало в 50-е гг. в ответ на ещё более агрессивное распространение новой волны модернизма, нахлынувшего на мировое зодчество из США под именем «интернациональный стиль».
Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др. странах. Развитие регинализма определялось не только недостатками модернизма, но и особенностями социальных процессов в послевоенные годы. Для этого периода характерно резкое увеличение мобильности населения, даже его малообеспеченной части за счёт развития индустрии массового туризма. Путешественники и туристы — первые /но достаточно поверхностные/ искатели своеобразия впервые увиденных мест и их архитектуры.
С этим периодом совпадал и другой процесс — углублённой и обширной деятельности по реставрации и реконструкции исторических городов, превратившийся во второй половине ХХ в. в самостоятельную отрасль исследований и проектирования в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании и др. странах. Не последнюю роль в становлении регионализма играет поиск художественной самоидентификации наций и стран, особенно тех, что поздно обрели государственную независимость.
Практически выявлению /иногда утрированному/ региональных черт архитектуры способствовал опыт проектирования национальных павильонов для многочисленных международных и всемирных выставок.
В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы Скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 30-е гг., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма /строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и пр. /приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий.
Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным. Наконец, опасность избыточных теплопотерь и ухудшения микроклимата помещений первого этажа потребовали отказа от установки зданий на отдельные опоры и устройства тёплого подполья или подвалов. Избыточные теплопотери через ленточные окна продиктовали уменьшение проёмности наружных стен переход к замкнутой форме окон, а иногда к устройству верхнего света.
Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам — камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов /например, гнутых древесноклееных и др./ в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.
Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Его развитию способствовали фундаментальные политические и социально-экономические обстоятельства. Главные из них — возможность реализации больших объемов гражданского строительства в связи с насильственной демилитаризацией страны, развитие и углубление демократических форм общественной жизни и стремление к национальному возрождению после поражения в войне, прогресс технического развития и строительной техники, в частности. Вследствие этого в послевоенные годы в Японии интенсивно развиваются общественная, деловая и культурная жизнь, строятся многочисленные здания культурных и спортивных центров, офисов, гостиниц, театров, музеев. Формируется новый тип общественного здания, называемый ратушей, а по существу, многофункциональный объект, сочетающий учреждения местного самоуправления с культурным центром.
Первоначально/в 1950-е гг./ архитектура таких зданий развивается в духе европейского модернизма «второй волны». Это произошло неслучайно: принципы модернизма оказались исключительно созвучны традиционному зодчеству страны. Японское зодчество на протяжении столетий было деревянным и стабильным стилистически, не переживая радикальных смен архитектурных стилей /античность-готика-ренессанс и др./,характерных для монументального каменного зодчества Европы.
На всем протяжении изученной истории японского зодчества в нём параллельно развивались две архитектурно-конструктивные темы: деревянного каркаса с ненесущим заполнением из циновок или лёгких раздвижных щитов и тема массивного деревянного сруба. Первая тема была широко распространена в жилищном строительстве всех категорий /от хижин до императорских дворцов/, вторая — в храмовом зодчестве и при возведении разнообразных хранилищ.
Если в европейском зодчества преобладала пластическая разработка вертикальных несущих конструкций/стены, колоннады, аркады и пр./,то в японском — господствовала пластическая разработка тяжёлой черепичной крыши с относительно крутым уклоном, большими выносами кровельных свесов, вариантной разработкой поддерживающих свесы элементов. В то же время вертикальные конструкции /каркасные или бревенчатые стены /не подвергались пластической разработке, сохраняя нейтральную конструктивную структуру.
Жарко-влажный климат страны продиктовал основные конструкции стен и крыш, подъём зданий над основанием на отдельные открытые опоры, а высокая сейсмичность территории японских островов — малые массивность и этажность, лаконичность объёмов зданий.
Этот беглый исторический экскурс объясняет ту легкость, с которой в Японии произошёл сплав традиций с модернизмом. В современном капитальном строительстве традиционный легкий деревянный каркас трансформировался в каркасные железобетонные монументальные сооружения местных зодчих — К.Маякава /ученика Ле Корбюзье/ К.Танге, К.Курокава и др. Классическим произведением японского модернизма стало здание музея Мира в знаменитом мемориальном комплексе г. Хиросима /арх. Танге,1949-1956 гг./.
Однако очень скоро эмоциональная недостаточность модернизма потребовала поиска дополнительных выразительных средств /прежде всего из области традиционного регионального зодчества/, продолжающегося и поныне. Регионализм в современном японском зодчестве развивается по трём направлениям — имитации, иллюстративного традиционализма и органиченного преломления традиций.
Имитацию традиционного сруба в железобетоне чаше всего применяют в культовом зодчестве, но её можно встретить и в архитектуре светских зданий, выставочном павильоне Японии на Экспо-67 в Монреале/арх. Иосинобо Асахара/ или в здании Национального театра в Токио /арх.Хироюки Ивамото/. В последнем горизонтальные навесные железобетонные панели наружных стен снабжены фасадным рельефом, имитирующим поверхность рубленой деревянной стены.
Иллюстративному традиционализму присущ приём введения в здание, скомпонованное в формах модернизма, отдельных элементов «напоминаний» о традиционных архитектурных формах. Иногда они носят характер прямых цитат. Так, например, для венчания здания международных конференций в Киото арх.С.Отани и Т.Оти избрали в качестве исторического прототипа венчание храма III в. в г. Исе «транспонировав» его в железобетон. Арх.К.Кикутаке, проектируя для г. Идзума комплекс административного здания и музея, включил в композицию фасада железобетонные солнцезащитные решетки, повторяющие рисунок деревянных решеток храма VII в.
К органичному направлению привлечения принципов традиционного зодчества можно отнести композицию здания фестиваль-холла в Токио /арх.К.Маякава,1960г/. В здании с лёгким железобетонным каркасом, заполненным светопрозрачными ограждающими конструкциями, применена массивная крыша с большим выносом. Массивность этой железобетонной крыши зрительно увеличивает бетонный же наклонный высокий парапет, ограждающий от ветра пространство эксплуатируемой крыши. Отвечая глубинным традициям национального зодчества, композиция фестиваль-холла нова по форме и полностью лишена имитаторства.
Такой же тяжёлый парапет — принципиально других рисунка и формы применён в композиции здания музея в Нагасаки /проект архитектурной фирмы Сова,1966г/. Насколько этот приём способствует повышению выразительности композиции легко убедиться, сопоставив решения двух выше названных зданий с построенном приблизительно в тот же период /1955г/ Ле Корбюзье по всем канонам модернизма музеем западного искусства в Токио.
К сожалению, этот столь органичный для Японии прием тяжелого венчания был очень активно, но чисто формально растиражирован архитекторами всего мира, его можно встретить теперь во всех крупных городах от Москвы до Чикаго.
Путь, пройденный японской архитектурой в освоении регионального наследия при проектировании современных монументальных зданий, проще проследить, сопоставив два объекта одинакового назначения /ратуши/ в творчестве одного автора — К.Танге, разделённые двумя годами: здания префектуры Кагава в г. Такамацу /1958 г/ и муниципалитета в г. Курасики /1960 г/ Первое представляет собой изысканный образец композиции в «интернациональном стиле», и о его национальной принадлежности говорят только вынесенные на фасад торцы многочисленных железобетонных консолей, напоминающие традиционные японские деревянные конструкции.
Второе — явление чисто региональной архитектуры, хотя не содержит ни одного элемента национального зодчества. Его влияние сказалось опосредованно на рисунке редко расставленных открытых опор первого яруса /в отличие от европейского приёма сужения опор книзу они здесь слегка расширяются/, пропорциях сборных элементов двухрядной разрезки фасадных стен и их перевязке в углах, образно ассоциирующейся со спряжениями деревянного сруба, тяжелом венчании здания.
К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно-балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника сводчатых и купольных систем. Соответственно в современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и выявляют их элементы на фасадах и в интерьере, но почти не применяют безбалочных; широко используют складчатые железобетонные конструкции для покрытий и стен, но почти не применяют аналогичных им по статической работе многоволновых цилиндрических и коноидальных оболочек, не применяют сводов и куполов, но активно используют висячие системы покрытий, компонуя с их помощью сложные и разнообразные объёмные формы.
Будучи полностью новаторскими по конструкции, они своим силуэтом образно перекликаются со сложными формами покрытий в традиционном зодчестве.
Наиболее ярко это проявилось в архитектуре Олимпийского комплекса в парке Йо-йоги в Токио /арх. К. Танге, 1964 г/. Спортивный комплекс образован двумя зданиями: крытого плавательного бассейна и баскетбольного зала. Здания имеют висячие покрытия. Основные несущие троссы первого здания крепятся к двум несущим пилонам, второго — к одному, а второстепенные — к пространственным железобетонным опорным контурам.
Композиция зданий комплекса решена в двух архитектурных масштабах: крупном — у пространственных формах и силуэте металлических висячих покрытий, и более мелком — в «стоечно-балочных» членениях опорного контура, ассоциирующихся с традиционными архитектурными формами и находящимися в зоне активного зрелищного восприятия.
В конце века, в 1980-1990-е гг. японский регионализм сдаёт позиции общемировым архитектурным течениям — преимущественно неомодернизму, отчасти неоэкспрессионизму и постмодернизму. В этих направлениях работают, как старые мастера — К. Шинохара, К. Кикутаке, А. Исозаки, так и более молодые — Т. Андо, Т. Ито, К. Моцуна. Нивелируются и выразительные средства — в ограниченном обьёме начали применяться сводчатые и купольные конструкции. В значительной степени переходу к общемировым течениям способствовало постепенное вытеснение железобетона металлическими конструкциями в компоновке фасадов и интерьеров.
В отечественном зодчестве в связи с активной национальной политикой правительства СССР архитектурному регионализму уделялось большое внимание. Особенно ярко он проявлялся в архитектуре крупных общественных зданий в республиках Закавказья и Средней Азии.
Самым выдающимся примером органичного преломления традиционных архитектурных форм в решении новых задач оказалось творчество А. Таманяна, в частности в здании театра оперы и балета им. Спендиарова в Ереване /1926-1953 гг/. Однако, в большинстве случаев архитектура этих республик развивалась по пути иллюстративного регионализма. Основным средством стала имитация национальной орнаментики в рисунках железобетонных солнцезащитных решеток, вкомпоновывавшихся в фасады зданий самого различного назначения /музея В. И. Ленина и гостиницы «Узбекистан» в Ташкенте, цирка и дворца культуры в Алма-Ате и др./.
Т.Г.Маклакова.
«Архитектура двадцатого века» —
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Добавить комментарий