Одна из наиболее известных античных мозаик украшала виллу Цицерона в Помпеях. Уже в Древнем Риме использовались три основные техники составления мозаик: из неотесанных разноцветных камней различной формы; из камней, фаянса или стекла, отесанных обычно в виде кубиков и тщательно отшлифованных. Один такой кубик назывался «тессера». Для мелких деталей использовались тессеры со стороной 3 — 4 мм. Их вырезали из цветных каменьев, или глины или отливали из стекла с добавлением цветных окислов металлов. Часть покрывались золотом или серебром; из мелких тессер разной формы, уложенных линиями, которые напоминают следы дождевых червей (название переводится как «работа червей»).
Рисунок выполнялся в мастерской художника, затем переносился на грунт из известковой массы, глины, кварцевого песка и масла.
Мозаика, изображающая Христа на колеснице Аполлона (римской квадриге), является примером использования форм, заимствованных из античной культуры, для новой, христианской символики. В мавзолее Галлы Плацидии в Равенне одна из ключевых в иконографии мозаик представляет Христа в виде доброго пастыря, сидящего с высоким крестом в руках среди овец, которые символизируют паству — верующих.
Среди мозаик, украшающих базилику Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, обращает на себя внимание прекрасная сцена Тайной вечери. Мозаики собора Сан Витале в Равенне до сих пор поражают богатством цветовых решений, совершенством форм и композиций. Здесь наряду с библейско-евангельскими представлены «исторические» сцены: выход императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами в храм.
Искусство мозаики достигло высокого расцвета и в других странах, унаследовавших византийские традиции: в Киевской Руси (Софийский собор и Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, XI — XII века), Грузии (Гелатский монастырь, XII век).
В базилике Сан Марко в Венеции была обнаружена мозаика, изображающая Ноя в ковчеге. Мозаиками украшен и двор венецианской базилики.
Апсида — полукруглая выступающая часть здания церкви, в которой помещается алтарь Баптистерий — отдельное строение (особенно в раннехристианской архитектуре) или часть церкви для совершения обряда крещения Пресбитерий (буквально, место для старейшин) — пространство между солеёй (возвышением перед иконостасом во всю его длину) и престолом (столом для совершения таинств).
Глубокую одухотворенность и любовь излучает величественное мозаичное изображение Христа-Вседержителя в соборе Святой Софии (сейчас мечеть Айя-София) в Стамбуле.
Знаменитая «самая длинная скамья в мире» Антонио Гауди в парке Гуэль покрыта мозаикой из фрагментов керамических плиток, разбитых фарфоровых тарелок, чашек и бутылок.
В эпоху иконоборчества, религиозно-политического движения в Византии (VIII — IX века), изображения святых были запрещены. Только в 843 году Церковь восстановила иконопочитание как неотъемлемую часть духовной жизни.
В 1953 году Диего Ривера выполнил живописно-мозаичное панно из истории Мексики на фасаде столичного театра «Инсурхентес» (повстанцев).
Мозаики в архитектуре — видео.
Добавить комментарий